Full text from book:
Легкий тактический самолет Т-75
Работы по созданию легкого тактического самолета (ЛТС Т-75, «The Checkmate») начаты в ОКБ Сухого в инициативном порядке с 2015 года. На основе результатов научно-практической работы по рациональному составу авиационной группировки была предложена концепция самолета. Основными аспектами которой являлось создание современного самолета, предназначенного преимущественно для решения ударных задач, но при этом обладающего высокими показателями выживаемости, а также обеспечивающего существенное снижение стоимости эксплуатации. Фактически, нужен был самолет с функционалом истребителя бомбардировщика (аналогично Су-17 и МиГ-27), но с современным уровнем характеристик и новыми свойствами.
С 2015 по 2019 годы проведена проработка более 20 альтернативных вариантов компоновочных схем с учетом различных вариантов состава бортового оборудования и вооружения. Главными направлениями исследований были:
-определение влияния на облик малой заметности, количества двигателей, состава комплекса
-оборудования и авиационного вооружения;
-исследования альтернативных аэродинамических схем.
На первом этапе к совместным исследованиям привлекались институты Министерства обороны РФ, по результатам совместной работы с которыми были сформированы основные требования к самолету. Наиболее рациональным были признаны варианты с применением отдельных свойств 5-го поколения и обеспечением значительного снижения стоимости жизненного цикла, что подтвердило правильность изначально выбранных направлений разработки.
По результатам исследований было определено, что однодвигательные варианты при близких проектных параметрах с двухдвигательными, имеют в 1,5 раза меньшую стоимость эксплуатации, обеспечивают наилучшие характеристики малой РЛ-заметности, в т.ч. в инфракрасном диапазоне, при этом не уступают в других тактико-технических характеристиках. Ввиду этого дальнейшие разработки проводились по однодвигательным вариантам с обеспечением малой заметности. В рамках этого направления в 2016-2017 годах были исследованы различные аэродинамические схемы (нормальная, бесхвостка), варианты расположения воздухозаборников двигателя и отсеков вооружения.
В рамках работ 2017-2019 года были исследованы варианты, обеспечивающие укороченный взлет и посадку, а также самолеты вертикального взлета и посадки. Проведен большой комплекс поисковых расчетных исследований в интересах применения специализированной энергетической механизации для балансировки самолета при посадке на сверхмалых скоростях.
В 2019 году был проведен внутренний маркетинговый анализ, предварительно определен рынок для экспортной версии данного самолета, а в июле 2019 года, в рамках Конференции по перспективным направлениям разработки Оперативно-тактической авиации, Министерством обороны РФ была поддержана идея создания легкого однодвигателъного самолета.
В начале 2020 года Индустриальным директором авиационного кластера ПАО «Ростех» А.Э. Сердюковым была поставлена задача Директору ОКБ Сухого М.Ю. Стрельцу по предварительной проработке экспортных самолетов по двум направлениям — легкий тактический самолет и легкий штурмовик. 27 марта 2020 года на совещании у А.Э. Сердюкова были доложены результаты проработок по легкому экспортному тактическому самолету и принято решение о полномасштабной разработке Инженерной записки по этому направлению. Одной из главных составляющих концепции легкого экспортноориентированного самолета задавалась возможность широкого изменения опциональных комплектаций самолета в рамках единой платформы, обеспечивая тем самым охват рынка в соответствии с возможностями и потребностями заказчика.
С начала проектирования была поставлена задача спроектировать самолет под требования к стоимости, сформированные рыночной нишей для данного самолета. Сразу была заложена возможность технической и технологической реализации одноместного, двухместного и беспилотного самолета на единой платформе, в т.ч. и в корабельном исполнении с
опциональным комплексом бортового оборудования. Для этого предусматривалась установка на заводе изготовителе различных головных частей фюзеляжа и оборудования в ней.
Необходимость создания двухместной версии была продиктована опытом работы с заказчиками и
прямым требованием АО «Рособоронэкспорт». Беспилотная версия при автономном применении сможет сочетать в себе весь комплекс ударных возможностей самолетов оперативно-тактической авиации, таких как Су-24 с реализацией новых свойств 5-го поколения, минимальной стоимостью эксплуатации и отсутствием угрозы летному составу. Дополнительно БПЛА на базе Т-75 позволит расширить возможности пилотируемых Т-75 и других тактических самолетов, имеющихся на вооружении у заказчика.
На этом этапе самолет получил рабочее название "Легкий ударный самолет - ЛуС". С этого момента началась разработка самолета с привлечением всех подразделений конструкторского бюро ОКБ Сухого. Руководителем проекта - главным конструктором назначен М.Ю. Стрелец, заместителем руководителя проекта - директором программы М.В. Никитушкин, заместителем руководителя проекта-заместителем главного конструктора А.С. Булатов. В августе 2020 года на НТС в ОКБ Сухого была утверждена «Инженерная записка ЛУС».
По результатам серии совещаний с АО «Рособоронэкспорт» были внесены отдельные идеологические дополнения и проект был поддержан. С целью правильного рыночного восприятия назначения и возможностей самолета, название самолета изменено на ЛТС (легкий тактический самолет). В этот же момент в ОКБ Сухого принято решение о присвоении внутреннего индекса Т-75 (по результатам разработки Су-75).
Параллельно с Инженерной запиской ЛУС в ОКБ Сухого был проведен подробный маркетинговый
анализ с учетом индивидуальной оценки каждой из стран-заказчиков. В рамках данной работы оценены военно-политические угрозы стран, их покупательская способность, проведено сравнение ЛУС с конкурентами. По результатам работы выделены три потребных сценария военных действий, комплектации самолета адаптированы под эти сценарии. Такая работа проводилась в раджах военной авиации впервые и позволила, начиная с ранних этапов, заложить рациональные технические решения.
В этот период в рамках работ по самолету ЛТС с целью снижения рисков и затрат на разработку
была поставлена задача обеспечения максимального использования наработок по существующим авиационным комплексам. Для выполнения этих требований пришлось полностью переработать компоновочную схему самолета, используя при этом отдельные агрегаты и системы существующих самолетов. В основном приходилось идти на компромисс между техническими характеристиками, рисками и затратами на реализацию проекта, что в разы сложнее, чем проектирование самолета с чистого листа.
На каждом витке данного процесса открывались новые возможности, ставились более амбициозные задачи. Так, например, были существенно увеличены максимальная грузоподъемность самолета (с 4000 кг до 7400 кг) и максимальная дальность (с 2000 км до 3000 км). Расширена номенклатура авиационных средств поражения, теперь на самолете размещались ракеты воздух-воздух малой и средней дальности, корректируемые и свободнопадающие бомбы. Суммарное количество грузов в основном и боковых отсеках вооружения увеличено до 5. Кроме того, боковой отсек предназначен для размещения внутрифюзеляжной пушечной установки.
Использование научно-технического задела по консолям крыла и вертикального оперения с Су-57
сокращало количество возможных вариантов аэродинамических схем — в данных условиях завязывалась только схема бесхвостка с V-образным оперением, которая, в вышеупомянутых ограничениях, имела недостатки по характеристикам балансировки при взлете и посадке, а также при сходе с больших углов атаки. С целью исключения данных недостатков была предложена реализация нового ин
тегрального органа — поворотной части хвостовой балки с размещением оборудования внутри него.
Продувки в ЦАГИ, показали его высокую эффективность при продольной балансировке самолета.
Отдельное внимание уделили безопасности эксплуатации однодвигательной силовой установки,
для этого был принят комплекс мероприятий по исключению попадания посторонних предметов, резервированию агрегатов на двигателе, реализации резервного энергетического контура, позволяющего сохранять управляемость и возможность планирования при полном отказе двигателя.
В сентябре 2020 года прошла серия обсуждений с руководством ПАО «Компания «Сухой» и ПАО
«ОАК» по проекту «ЛТС», в том числе его маркетинговой составляющей. По результатам данных совещаний Ю.Б. Слюсарь поддержал предложения М.Ю. Стрельца об экспонировании в рамках Авиасалона МАКС-2021 полноразмерного наземного образца-демонстратора ЛТС. Основным условием создание образца-демонстратора была полная идентичность лётному образцу. В связи с этим до конца 2020 года необходимо было завершить все проектные работы по самолету и до марта 2021 передать на завод КнААЗ им. Ю.А. Гагарина комплект КД на демонстратор, для изготовления крупногабаритных
агрегатов с окончательной сборкой и покраской на базе ЛИиДБ ОКБ Сухого в г. Жуковский. Сама демонстрация ЛТС планировалась нетипичной для отечественных авиационных проектов — в формате шоу. Именно при подготовке к демонстрации самолет получил название «The Checkmate» и символ в виде шахматного коня.
В рамках презентации Т-75 «The Checkmate» с работающей кабиной и отсеками вооружения, размещался в отдельном павильоне на МАКС-2021. Вокруг самолета проходило лазерное шоу, а на боковых зеркальных стенах демонстрировались интерактивные ролики по его применению и уникальным
качествам самолета. 20 июля 2021 года в данном формате состоялся первый показ самолета Президенту Российской Федерации В.В. Путину, докладывали Ю.Б. Слюсарь и М.Ю. Стрелец. По результатам данного доклада было принято решение о начале опытно-конструкторских работ по самолёту ЛТС Т-75. В этот день прошла и первая публичная презентация самолета.
С августа 2021 года начата разработка и выпуск конструкторской документации на 4 опытных образца Т-75 для постройки их на КнААЗ им. Ю.А. Гагарина. В рамках дополнительных расчетных исследований и продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ в части устойчивости и управляемости выявлено, что увязанную ранее аэродинамическую схему возможно совершенствовать в интересах повышения маневренных характеристик самолета. В период с августа по октябрь 2021 года проведён комплекс расчётов на суперкомпьютере по определению рациональной конфигурации самолёта, исследованы 54 варианта схем и подтверждены испытаниями моделей в аэродинамической трубе ЦАГИ. 30 декабря 2021 года М.Ю. Стрельцом утверждены все компоновочные схемы на конфигурацию самолёта с повышением маневренных характеристик, являющиеся актуальными и в настоящее время.
Параллельно с данными работами в интересах проведения контрактации для выполнения ОКР по самолёту Т-75(ОКР "Шмель") по заказу Минпромторга РФ, начата разработка и согласование Тактико-технического задания. В рамках работ по проекту и согласования ТТЗ Генеральный конструктор ПАО "ОАК" по авиационным комплексам С.С. Коротков провел дополнительную проверку технических решении, в рамках которых повышенное внимание уделил концепции самолета и надежности силовой установки. По результатам, в начале 2022 года ОКБ Сухого был пересмотрен основной двигатель, использующийся на Т-75, с обеспечением требований по наработке на отказ для однодвигательных силовых установок.
С учетом сложившейся внешнеполитической обстановки, возможности учета требований зарубежных заказчиков и обеспечения сроков выхода на рынок, начиная с 2022 года Программа Т-75 разделена на этапное выполнение, где первым этапом является проведение научно-исследовательской экспериментальной работы с постройкой экспериментального образца (НИР «Жало»). Это позволит ускоренным порядком перейти к проверке и сертификации решений по планеру и системам с возможностью последующей реализации комплекса бортового оборудования по требованию заказчика.
На сегодняшний день выпущен комплект конструкторской документации и начата подготовка производства первых экспериментальных образцов. Для обеспечения лидирующих позиций России на рынке военной техники, а также для формирования задела для Министерства обороны РФ, Минпромторг России заключает с ПАО «ОАК» Государственный контракт на проведение НИЭР с постройкой экспериментального образца. Ввиду того, что изначально самолет заложен опциональным, реализация отдельных требовании возможна по пожеланиям заказчиков. Также в дальнейшем, по требованию заказчиков на базе единой платформы планируется реализация двухместной и беспилотной версий Т-75.