Речь идет о факте достаточно известном: во второй половине 1931 г. Королев приступил к летным испытаниям планера конструкции Черановского БИЧ-8, выполненного по бесхвостой схеме.
Королев опубликовал статью13 в № 11/12 журнала «Самолет» за 1931 г., в которой рассказывается о целой серии, испытаний этого планера — семи пробежках и 12 полетах. В статье упоминается только одна дата — 29 сентября, когда проводилось определение скорости полета планера. По-видимому, Королев приступил к испытаниям БИЧ-8 до указанной даты, так как определение скорости проводилось, скорее всего, при полете с верхнего старта московской планерной станции, а таких полетов, как указано в статье, было четыре (причем последние по счету). Королев лично провел все испытания, изучил особенности конструкции БИЧ-8 и ее техническое состояние, о чем написал в статье.
Нетрудно згметить, что упомянутая встреча Цандера и Королева проходиia в период испытания планера БИЧ-8, поэтому естественно предположить, что Цандер в дневниковой записи имел в виду именно этот планер.
В оригинале дневника Цандера после слов: «его (т. е. Королева) планера» нарисован треугольник (На этот факт обратил внимание автора В. М. Комаров.), который в публикациях при цитировании обычно опускается. Оказывается, этот неприметный значок является недостающим документальным фактом, позволяющим считать, что во время встречи Цандера и Королева на аэродроме Осоавиахима 5 октября 1931 г. демонстрировался именно планер БИЧ-8. Этот планер из-за необычной формы крыльев в плане имел второе название «Треугольник». Такое название, в частности, использовал в своей статье Королев наряду с названием БИЧ-8.
При склонности Цандера к применению стенографии условная запись в дневнике, соответствующая названию планера, была для ученого делом естественным.
Последующие события подтверждают справедливость такой версии о БИЧ-8. Цандер в своем дневнике записал, что 7 октября, т. е. через день после встречи на аэродроме Осоавиахима, Королев и конструктор БИЧ-8 Черановский присутствовали при очередном, 32-м испытании опытного прибора ОР-1, на котором обрабатывались отдельные элементы жидкостного реактивного двигателя. Отсюда можно заключить, что 5 октября на аэродроме речь шла, по-видимому, о создании реактивного самолета, к чему так стремился Цандер, с использованием БИЧ-8, и встреча 7 октября свидетельствовала о предварительной договоренности по этому поводу. И самое главное — именно после этих двух встреч Цандер приступил к разработке двигателя ОР-2, который предназначался для создаваемого в ГИРДе ракетоплана РП-1, имевшего такую же конструктивную схему, как планер БИЧ-8. Подробнее об этом и о том, какую роль сыграли Цандер и Королев в организации ГИРДа,— в следующей главе.